Военнослужащий из Косихинского района награжден одной из высших наград России — Орденом Мужества. «Царитэли» — с таким позывным несет контрактную службу в зоне проведения специальной военной операции наш земляк. Корреспонденты российской волонтерской группы «РаZведка Сибирь» побеседовали с «Царитэли» и опубликовали интервью в своем телеграм-канале.
– Начнем с награды: как Вы ее получили?
– К ордену Мужества представили за один конкретный бой, детали которого, к сожалению, пока раскрывать нельзя. Скажу лишь, что он был тяжелый и напряженный. Но, несмотря ни на что задачу выполнили, рубеж был взят, противник был уничтожен.
– Как Вы попали в зону СВО?
– Подписал добровольный контракт на год. Сомнений не было: я сразу понял, что парни на фронте нуждаются в помощи.
– Кем были на «гражданке», тяжело ли дался переход на военные «рельсы»?
– В мирной жизни имел небольшой бизнес, занимался торговлей. Никогда не был профессиональным военным, но никаких сложностей перехода с мирной жизни на военную не было, так как служил срочную службу и понимал, как все тут устроено.
– Как появился позывной — «Царитэли»?
– Такой позывной мне дали еще по срочке, так как рисовал раньше. Вернулся в армию — вернулся и позывной.
– Кто Вы в экипаже танка?
– Я командир танка. По срочке был оператор РЛС, но в момент подписания контракта таких должностей не было, на полигоне три недели бегал как штурмовик. Потом позвали в танки, я согласился.
– От чего зависит выживаемость танка, экипажа в современной войне? Учитывая, что ему угрожают и мины, и дроны… В чем состоит мастерство современного танкиста?
– Выживаемость зависит от очень многих факторов. Насколько механик хорошо следит за двигателем, наводчик и командир — за основным орудием и всеми системами. Насколько экипаж сплочен, и как быстро они выполняют твои команды. Также зависит от того, насколько экипаж не поленился поработать над дополнительной обваркой танка, сделали так называемый «курятник» над башней и двигателем (особая решетка — защита от дронов). Нарастили ли «реснички» на стандартные противоминные ножи. Также можно устанавливать систему кругового обзора, ведь в триплекс очень плохо видно, а после первой же мины видимость вообще теряется. Ну и, конечно, желательно на каждый танк ставить купольную систему Антидрон. Мастерство танкиста — это умение быстро принимать решения, вовремя обнаруживать врага и успеть среагировать, опередив его.
– Правда ли, что танкисты относятся к машинам как к живым существам?
– Да, все танкисты любят свой танчик, разговаривают с ним, чинят, смазывают, ведь в решающий момент только он будет с тобой, только он прикроет тебя своей броней. И даже, погибнув сам, спасет тебе жизнь, опять же, только он.
– Что Вас поддерживает в Вашей трудной работе?
– Греет и поддерживает нас, несомненно, семья. Мысли о семье. Любовь своей семьи. Ну и, конечно же, все те, кто занимается волонтерством, они нам реально очень помогают: шьют сети, чтобы мы могли скрыть технику и позиции, таким образом, став для врага невидимыми, и в нужный момент внезапно для него нанести удар. Шлют нам медикаменты и прочее.
– Читаете новости про события в зоне СВО? Ругаете журналистов между собой, если увидите неточность, ошибку?
– Нет, мы не ругаем и не обвиняем журналистов. Наоборот — с интересом читаем новости, ведь мы знаем только то, что происходит у нас, а журналисты публикуют новости по всему фронту. Ну а если у них новости не совсем достоверные, так это не от того, что они могут быть глупы, а от того, что многое им попросту нельзя знать. Ведь это война, и никто не станет раскрывать абсолютно все карты.
– Есть ли что-то, что запомнилось, тронуло, поразило на фронте?
– Наверное, скорее то, с какой самоотверженностью нам помогают люди, которые находятся на гражданке. Они готовы, приходя с работы, еще что-то покупать, что-то делать — лишь бы нам помочь и отправить.
– Чем займетесь по завершении СВО?
– Когда закончится война, вернусь к привычной жизни, заново начну бизнес, пока не знаю какой именно, но вариантов куча у тех, кто ищет. И буду чаще встречаться с родными и друзьями. Как ни странно, только попав сюда, я понял, насколько мало времени проводил с родными, и насколько это на самом деле важно.
Беседовал «Бильбо»
ЛИД: По понятным причинам имя нашего земляка не раскрывается, ведь он еще защищает наше Отечество там, на СВО. Родные и близкие «Царитэли», конечно же, узнали о ком речь, а нам остается молиться за всех наших военнослужащих ребят, гордиться ими, помогать приближать Победу и их скорейшее возвращение домой.
Подготовила Ирина ЯДРЫШНИКОВА