В феврале на страницах газеты и в нашей группе в соцсетях мы обратились за помощью, в которой нуждалась юная жительница райцентра Ирада Чуяшова. Девочка тогда готовилась к поездке в Индию, где ей предстояла операция по пересадке сердца. Жители района очень живо откликнулись на наш призыв, а последующие несколько месяцев искренне переживали и следили за судьбой девочки. Через полгода наша землячка вернулась домой. Спустя какое-то время мы встретились с Юлией Васильевной, мамой девочки.
История о Чуде
– Огромное всем спасибо! Всем и каждому – в отдельности! За поддержку, за понимание, за неравнодушие людей, которые были с нами всё это время, – начала наш разговор Юлия. – Настолько искренне поддерживали нас: писали, звонили, спрашивали, интересовались… Всё сложилось идеально: по времени ожидания, по течению операции, по восстановлению после операции, по перелёту и возвращении домой. Всё это происходило с Божьей помощью и потому, что столько людей за нас переживали, молились и думали о нас. Когда люди искренне желают добра – это очень большая сила. Когда люди искренне хотят помочь – это очень большая поддержка. Всё это помогло нам легче пережить долгое расставание с родиной, разлуку с близкими… История о Чуде. Иначе это не назовёшь! Друзья, родственники, учителя, знакомые и просто посторонние люди, с которыми мы ранее не общались, – все так радовались нашему возвращению! Каждый стремился обнять, поцеловать Ираду…
Ченнаи
В этом городе с шестимиллионнным населением жизнь бурлит с раннего утра. С пяти утра люди спешат на работу: пешком, на велосипедах, скутерах (пожалуй, основной вид транспорта и для подростков, и для людей в возрасте).
Юлии и её дочке хотелось побольше узнать город, его жителей. «У нас сложились очень тёплые отношения с сотрудниками отеля, где мы проживали. Индийцы – трудолюбивый и доброжелательный народ. Они – очень открытые, искренние, умеют сочувствовать. Обратись к любому человеку в отеле, госпитале или на улице – никто не откажет в помощи. Несмотря на языковой барьер, мы не чувствовали себя чужими, – вспоминает Юлия. – В первое время мы были очень удивлены беспорядком, царящим на улицах города. Но позже мы поняли отношение местных жителей ко многим вещам. К мусору – в том числе. Для них это – сущий пустяк, на который не стоит обращать внимания! Им комфортно и в таких условиях. Они радуются солнцу, жизни, океану и живут в гармонии с самими собой и природой… На своём рабочем месте они ведут себя также естественно. Они не любят обувь, и для них нет ничего сверхъестественного в том, что сотрудник офиса может находиться на своём рабочем месте босым. У них нет культа материальных ценностей, они очень богаты духовно», – говорит Юлия. Узнала россиянка и о том, что в Индии нет никаких социальных выплат: пенсий по возрасту, по инвалидности, детских пособий,.. «Медицина, образование,.. всё – платное! Поэтому все индийцы очень стремятся к тому, чтобы получить образование. Многие семьи собирают все деньги и во всём себя ограничивают, лишь бы их ребёнок закончил школу. Затем они ставят следующую цель – получение профессионального образования. На всех (!) официальных местах (вне зависимости от профиля учреждения) трудоустроены только мужчины. Они относятся к своим обязанностям крайне ответственно, в силу ещё и того, что понимают: это – единственный источник доходов их семьи», – констатирует моя собеседница.
Очевиден в этом городе контраст роскоши и нищеты. Есть те, кто живёт в роскошных домах, в дорогих районах, имеют частные самолёты… А есть те, кто живёт в шалашах (причём, буквально в метрах 50-ти от шикарных особняков). Особенно это заметно в рыболовецких посёлках, расположенных в черте города, где рыбная ловля – единственная возможность заработать и прокормить семью.
«Часть нашей души осталась там… Те люди, которые нас окружали, с которыми мы общались, всегда будут в нашей душе. Мы скучаем по ним… Мы вернулись оттуда другими людьми. Нам этого не хватает, мы это остро ощущаем… Я серьёзно пересмотрела свои взгляды, индийцы (сами о том не подозревая!) многому научили меня. Многие акценты я расставила для себя иначе. Их нерасторопность, их философское восприятие жизни… Для них главное – гармония с собой», – рассуждает мама Ирады.
Быть примером
Звонок о том, что для Ирады появился потенциальный донор, мог поступить в любое время суток. С мысли об этом начинался и заканчивался каждый день. Донорами чаще всего являются люди, погибшие в ДТП. При условии согласия родственников… и совместимости донорского органа с организмом больного. Решения о том, будут ли проводить операцию, близкие пациентов ждут от пяти часов до двух суток.
Ирада и её мама дважды пережили подобную ситуацию, но решение о проведении операции не было принято. Три месяца ожидания, напряжения, тревоги… Юлия старалась сделать так, чтобы этот период не стал для дочки изнуряющим. Женщина изо всех сил старалась задавать их жизни в далёком индийском городе обычный ритм.
Всё то, что происходило в её семье в последние три года, заставило Юлию научиться управлять эмоциями, контролировать своё состояние. Она всегда стремилась быть для дочери примером. В Индии это проявилось в полной мере. «Как мама себя ощущает, так и дочка себя чувствует! Я каждое утро должна была настраивать её только на самое хорошее, вселять веру в то, что всё это скоро закончится, постоянно говорила ей об этом. Ведь я – единственная опора для детей, от моего настроя зависит атмосфера в семье», – признаётся женщина.
С Божьей помощью
Прозвучал третий звонок… «После всего пережитого Ирада слишком повзрослела. Мне это позволило разговаривать с ней на равных, а не увиливать и что-то скрывать», – рассказывает Юлия о первой реакции дочки на предстоящую операцию. «Ирада всё понимала… Но слишком тяжело осознать ребёнку, что сейчас тебя заберут… в неизвестность!», – со слезами на глазах вспоминает женщина. В её голове тогда многое смешалось. Им не давали стопроцентной гарантии ни в чём. Несмотря на это, пришлось подписать массу документов, подтверждающих её согласие на оперативное вмешательство и все возможные последствия. Всю ответственность женщина приняла на себя. «Я полагалась на волю Божью. Мне не к кому было тогда обратиться! И он услышал! Он всегда нас слышал! Как и молитвы людей, которые за нас переживали…», – говорит Юлия.
Я всегда – рядом!
Когда за девочкой пришли медбратья, в глазах Ирады появился ужас: «Мама, ты же говорила, что не сейчас!»… «Мы должны это пройти! Ты – сильная девочка, у тебя всё получится! Главное – не бойся! Я – рядом. Всегда! Даже тогда, когда я нахожусь за дверями палаты. Ты должна чувствовать, что я – с тобой. Если ты не будешь бояться, у тебя не будет страха, будет легче! Не нужно впадать в панику!», – настраивала мама дочку. «Она всё время – со мной, мы никогда не расставались. Моя ли это рука, какая-то вещь… Ираде настолько важно было ощущать моё присутствие! И даже час-два без меня (особенно в последние три года бесконечных обследований и манипуляций!) для неё стали испытанием», – с болью говорит женщина.
У дверей операционной им дали две минуты. «Я в тот момент взяла себя в руки. Осознавала, что слова поддержки должны быть произнесены уверенно. У нас с тобой всё получится! Скоро мы будем дома. За нас переживают и молятся очень много людей, поэтому не сомневайся ни на минуту в том, что что-то пойдёт не так! У нас всё будет хорошо!». Ирада спокойно, по-взрослому, посмотрела на Юлию и произнесла: «Да, мама, всё будет хорошо!».
Мучительный отсчёт
Когда перед Юлией закрылись двери операционной, она в полной мере осознала происходящее. Переводчик Пранаб и его помощница Анна помогли женщине пережить самый тяжёлый момент, когда ей казалось, что остаться наедине со своими мыслями просто невыносимо…
Донорский орган доставляют на самолёте: либо санитарной авиацией, либо пассажирским авиарейсом. Время нахождения донорского органа в специальном холодильнике с момента изъятия и до момента пересадки – четыре часа. Поэтому счёт идёт на минуты.
Сообщение о прибытии донорского органа поступает в госпиталь за 15 минут до приземления самолёта. У Юлии осталось видео, где зафиксировано передвижение автомобиля с донорским органом для её дочки из аэропорта в госпиталь. Машина, доставляющая донорский орган в госпиталь, – не редкость для Ченнаи. На дорогах, где традиционно, казалось бы, царит полный хаос, в такие моменты приоритет безоговорочно отдаётся санитарному автомобилю с громкой сиреной и знаком «Трансплантация».
В течение двух часов команда хирурга из 12-ти человек готовила Ираду к операции. В тот момент, когда в операционной появился хирург, грудная клетка девочки была вскрыта, а её жизнедеятельность поддерживали медицинские аппараты.
Операция длилась 50 минут. Слаженные действия команды хирурга, масштаб проделанной работы до сих пор не укладывается в сознании мамы. «Это – большие профессионалы своего дела. Доктор Балакришнен – врач от Бога. Его заслуги оценили не только мы, его боготворят и местные жители. На его счету – такое количество успешных операций! Этот 63-летний мужчина спортивного телосложения заслуженно снискал мировую известность».
50 минут, разделившие жизнь на «до» и «после»

С момента, когда Ираду забрали в операционную, до момента её перевода в реанимацию прошло пять с половиной часов. Выйдя из операционной, доктор произнёс на английском: «Очень хорошо! Успокойтесь! С Ирадой всё – в порядке! Вы оказались здесь вовремя. Если бы Вы приехали позже на полгода, было всё не так успешно…».
В Индии – очень корректные правила общения близких с пациентами в реанимации. Их правило: «Чем быстрее увидит пациент родного человека, тем быстрее он пойдёт на поправку». «Я боялась увидеть дочь… Когда я зашла в палату, она была без сознания. Всё её тельце было обвито трубочками. У неё была искусственная вентиляция лёгких, четыре дренажа в желудочно-кишечном тракте и масса других трубочек и куча различных проводков к мониторам…».
Через четыре часа Ирада открыла глаза. Юлия, как могла, ободряла дочь.
На второй день Ирада дышала самостоятельно, могла говорить… Но появился страх… От бесчисленного количества трубочек, от палаты, где она была одна, от персонала, громко говорящего на чужом языке…
Но организм девочки восстанавливался семимильными шагами. Уже на четвёртые сутки девочку подняли, усадили на стул. На пятый день Ирада с помощью врачей сделала первые шаги. На шестые сутки её перевели из реанимации в палату.
Теперь Юлии нужно было осознать, прочувствовать, что её девочка возвращается к нормальной, полноценной жизни. Понять это самой и вести себя так, чтобы почувствовала это и Ирада.
На пути к обычной жизни
Первый год будет очень нелёгким для Ирады и её мамы. Предстоит пройти очень много контрольных обследований, наблюдений, принимать немало препаратов. А главное -осознать: у девочки началась другая жизнь. Со здоровым сердцем.
…Длительный перелёт из Индии в Россию, консультация в исследовательском центре трансплантологии и искусственных органов (г. Москва), где будут наблюдать девочку, пышная встреча в барнаульском аэропорту, близкие, родные стены… Девочка и мама так долго этого ждали!
«Не ограничивать дочку ни в чём!», – таков девиз Юлии. По возвращении подруга Юлии подарила Ираде велосипед. Девочка проявила невиданное упорство в обучении и уже вскоре, глядя на этого подвижного ребёнка, вряд ли кто-то мог заподозрить, что пришлось пережить этому хрупкому созданию. Организм Ирады не подводит – работает без сбоев.

И пусть пока, обучаясь надомно, она не может сесть за парту, Ираде не мешает это общаться с ровесниками. Не так давно состоялась её тёплая встреча с одноклассниками, которые скучали по Ираде не меньше, чем она по ним.
…Девочка возвращается к жизни. Во всех её ярких проявлениях. Дай Бог, чтобы впереди у Ирады были только светлые дни! Здоровья и всех благ этим мужественным представительницам слабого пола – Ираде и её маме!
Лариса КУЗНЕЦОВА
Фото из архива Юлии Колесовой